Как решить проблему найма айтишников с помощью спорта: кейс

Типичная HR-проблема нашего времени — дефицит ИТ-специалистов и высокая стоимость их найма. Проблема усиливается тем, что сами они, как правило, хотят работать в крупных, известных ИТ-компаниях. Привлечь их менее известными и небольшими компаниями вдвойне трудно. Приходится проявлять изобретательность. Эта статья — про одну из таких историй.

Компания AGIMA с 2006 года занимается разработкой сайтов, мобильных приложений и других диджитал-решений для крупных и известных заказчиков. Проекты сложные, и компания постоянно нуждается в сильных ИТ-специалистах.

Но диджитал-агентства и веб-интеграторы обычно не входят в круг приоритетных работодателей у редких ИТ-специалистов, и про большинство таких компаний они даже не слышали. В том числе про AGIMA. Компания известна в своей сфере, но ее название совершенно ничего не говорило программистам из других сфер.

Тогда команда AGIMA придумала креативный ход: привлечь новых людей с помощью спорта и командного духа.

Проблема: высокие требования к соискателям при неразвитости HR-бренда

Работая с крупными клиентами, — такими, как «АльфаСтрахование», «Пятерочка», «Перекресток», «Ингосстрах» и другими брендами аналогичного порядка, — компания очень тщательно подбирает собственную команду, в том числе ИТ-специалистов.

AGIMA предлагает довольно высокую зарплату, поэтому отклики на вакансии всегда были. Но тех, кто по профессиональному уровню соответствовал бы ожиданиям работодателя, всегда не хватало.

При этом отбор кандидатов серьезный и многоступенчатый, с тестированием профессиональных навыков и двумя-тремя собеседованиями.

Чтобы пройти такой серьезный отбор, кандидат должен быть очень заинтересованным в работе в компании. А для этого, помимо хорошей зарплаты, важно иметь привлекательный имидж в глазах ИТ-специалистов.

Но как бренд работодателя AGIMA не была узнаваемой в ИТ-сфере. Пришло время это исправить. Возникла идея, что помочь может крупное и громкое мероприятие, благодаря которому о компании узнали бы люди не только из узкой сферы web-разработки, но и из крупных ИТ-компаний.

Заодно хотелось решить еще одну задачу: вовлечь уже работающих сотрудников. До сих пор в компании проводились корпоративные мероприятия из разряда «как у всех»: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, дни рождения. HR- и PR-отделам хотелось придумать что-то особенное. Что-то, что выражало бы корпоративный дух компании.

Решение: спортивный ИТ-забег

Генеральный директор AGIMA Александр Богданов очень приветствует культ здорового образа жизни, любовь к спорту и активную жизненную позицию. Пять лет назад он начал заниматься триатлоном и участвовать в серьезных спортивных соревнованиях, а также во всех московских массовых забегах. Втянувшись в спортивную жизнь, Александр стал продвигать культ спорта и в родном агентстве — и у него появились сподвижники среди сотрудников. Они начали вместе бегать. Кроме того, во время массовых забегов Александр нередко встречал коллег из ИТ-отрасли из совершенно разных компаний.

Стало ясно, что айтишники далеко ушли от расхожего образа ничем, кроме работы не интересующегося социофоба-домоседа в вечно нестиранной одежде и с пивным животом. Современный айтишник — энергичный спортивный человек. Почему бы не донести эту мысль до широких масс, но прежде всего — до самих айтишников?

«Давайте вместе культивировать наши новые ценности, заниматься спортом и работать в команде», — вот какая идея легла в основу мероприятия AGIMA. Так в 2018 году родился проект RUNIT — забег представителей ИТ-отрасли.

Как организовали забег

Большой плюс бега в том, что даже тем, кто никогда раньше им не занимался, начать довольно просто: не нужно ничего, кроме решительности и пары кроссовок.

Тренировки. В AGIMA начали с малого: с внутрикорпоративных забегов и эстафет, пытаясь привлечь к спорту коллег, которые раньше не бегали, но хотели бы попробовать. На этом опыте убедились, что всё не так просто: одно дело — решиться и совсем другое — поддерживать эту решимость постоянно и победить лень.

Задумав большой забег, организаторы предусмотрели эту проблему и организовали бесплатные тренировки под руководством чемпионки мира и чемпиона России. На протяжении двух месяцев каждую субботу все желающие могли присоединиться и поучиться технике бега у лучших профессионалов.

Как решить проблему найма айтишников с помощью спорта: кейс
Разминка перед забегом. Автор фото: Дмитрий Бубонец.

Информационная кампания. Мало организовать мероприятие — нужно сделать так, чтобы о нем узнало как можно больше людей. Создали сайт забега и запустили открытую регистрацию на участие. Также инициировали публикации в СМИ: провели интервью со спортивными звездами, собрали полезные советы от тренеров, сняли видеоролики, разослали пресс-релизы. Забег поддержали издания, ориентированные на диджитал-аудиторию и федеральные СМИ.

Организовали большую рекламную кампанию в социальных сетях. Активно действуя в диджитал-среде, не забыли и про офлайн-формат: в разных офисах и коворкингах развесили плакаты с приглашением на забег, разложили листовки и наняли промоутеров, отправив их в парки.

Информация о тренировках и предстоящем забеге разлетелась очень быстро. Если на первой тренировке было всего пять человек, то на последних — около 50 (а заявок на участие в них и вовсе поступало в три раза больше, просто не все переходили от этапа «хочу» к этапу «делаю»). В основном участвовали сотрудники ИТ-компаний, в том числе и самых известных и крупных. Активных участников, помимо самих тренировок и забега, стала интересовать и компания, которая для них всё это организовала.

Идея соревнования увлекла даже самых неспортивных сотрудников AGIMA, которые не тренировались и не собирались участвовать в забеге: они стали предлагать организаторскую помощь, искали спонсоров и волонтеров, и сами выступили волонтерами на забеге. Волонтеры нужны на спортивных мероприятиях для обеспечения процесса — раздачи нагрудных номеров, воды и так далее. Забег очень сплотил команду: кто не побежал сам, пришел поболеть за коллег.

Как решить проблему найма айтишников с помощью спорта: кейс
Подготовка к старту забега. Автор фото: Дмитрий Бубонец.

В первый год в забеге RUNIT приняли участие около 1000 человек. В их числе были сотрудники самых разных ИТ-компаний, в том числе крупнейших, таких, как «Яндекс», ОЗОН, «Рамблер», «Ланит», Google и других.

Результат: про AGIMA узнал весь ИТ-рынок, и компания получила новых сотрудников

Спорт объединяет. До и после забега к организаторам подходили участники из других ИТ-компаний и интересовались самой компанией, которая всё это организовала, хотели больше узнать о ней. Заодно интересовались открытыми вакансиями.

Как решить проблему найма айтишников с помощью спорта: кейс
Во время забега. Автор фото: Дмитрий Бубонец.

После проведения первого забега в 2018 году состоялось 48 собеседований с ИТ-специалистами из крупных ИТ-компаний. Двое из них уже работают в AGIMA, еще с четырьмя кандидатами ведутся переговоры. Важный нюанс: инициатива исходила от самих кандидатов — они задумались о возможности работы в агентстве благодаря тому, что узнали про AGIMA во время забега и подготовки к нему.

Например, Дарья Семенова ходила на тренировки AGIMA и сначала совсем не собиралась менять работу. Ей просто хотелось заняться спортом. Но после забега она стала руководителем проектов в AGIMA.

«Я увидела статью Саши Богданова (генеральный директор AGIMA. — Прим. ред.), в которой он писал о том, как пришел в спорт, в Ironman, как успевает всё совмещать — и работу, и спорт, и «просто жизнь» — и при этом оставаться таким бодрым и позитивным. Меня реально это вдохновило. Я посмотрела, что это за забег, и записалась на тренировки. На первой тренировке мне очень понравилось, мы побегали вместе с хорошими тренерами, с настоящими чемпионами. И начали готовиться к большому забегу. И тут я стала задумываться о том, чтобы прийти работать в AGIMA. Мне очень понравился коллектив, на тренировках были ребята из компании, мы подружились. Мне очень понравилась атмосфера у них в офисе. И через месяц после забега я прошла собеседование, меня взяли на работу. Я очень довольна, что я здесь. Очень много интересных задач, все постоянно чем-то заняты, здесь не скучно, люди очень активные и спортивные. Я вижу, что здесь я могу развиваться. Вот так спорт объединил мои увлечения и работу», — рассказала Даша.

Забег обогатил компанию и стажерами. Среди участников были студенты московских технических вузов. После забега шестеро из них приняли в AGIMA, закрыв тем самым 80% начальных вакансий.

Как это работает?

«Диджитал-рынок еще молодой. И человеку, работающему в этой сфере, важно, чтобы его компания была активной. Чтобы люди в команде были живыми и классными. Чтобы сама атмосфера на работе была драйвовой. Общая энергетика людей, которые работают в компании, ее атмосфера очень считываются на забеге и на тренировках. Это не последний фактор, который влияет на принятие решения при выборе места работы», — считает руководитель отдела по связям с общественностью Кристина Ляпцева.

«Занятия спортом каким-то волшебным образом влияют и на внутреннюю энергию в компании, — делится HR-менеджер AGIMA Камилла Смирнова. — После забега мы следили за реакцией наших сотрудников. Они много писали о том, что участие в командном забеге или эстафете очень сплотило коллектив, и это сказывается потом и на их непосредственной работе. Когда ты бежишь эстафету, от твоего личного результата зависит результат всей команды, и это осознание что-то меняет в голове. Потом переносишь этот опыт на текущие рабочие задачи».

После такого успеха забег решили повторить. В 2019 году RUNIT установил рекорд России как самый массовый забег специалистов ИТ-сферы.

Как решить проблему найма айтишников с помощью спорта: кейс
Представитель Книги рекордов России вручает сертификат Александру Богданову — директору AGIMA и вдохновителю идеи забега. Автор фото: Дмитрий Бубонец.

По итогам двух забегов значительно сократился бюджет на кадровые агентства, с чьей помощью AGIMA раньше искало редких ИТ-специалистов. Количество откликов от кандидатов на вакансии AGIMA увеличилось на 200%. Текучка персонала снизилась за два года на 10%. Стоит ли говорить, что агентство собирается сделать забег ежегодной традицией?

С этим кейсом агентство AGIMA участвовало в Премии HR-бренд в 2018 году в категории «Малый и средний бизнес». Если у вас тоже есть опыт успешного решения задачи по привлечению персонала или управлению персоналом — это повод поучаствовать в конкурсе. И благодаря этому усилить свой HR-бренд.